Основные эволюционистические теории. Многолинейная теория

Широкая реакция на широкие обобщения в отношении культуры началась в конце 19-го века в Соединенных Штатах и несколько позже в Европе. Теории и описания гипотетических этапов эволюции в целом и единственной эволюции в частности были сильно раскритикованы как расистами; вместо того, чтобы считать, что некоторые народы были более развитыми, чем другие, новая тенденция заключалась в том, чтобы рассматривать все культуры как уникальные по времени и месту. В Соединенных Штатах это движение, известное как культурный партикуляризм, возглавлялось немецким антропологом Францем Боасом.

Боас и несколько поколений его учеников, в том числе А. Л. Крёбер и Маргарет Мид, полностью отвернулись от широких обобщений о культуре и сосредоточились на полевых работах среди традиционных народов, собрав огромное количество фактов и артефактов в качестве эмпирических свидетельств культурных процессов внутри существующих обществ. Создание энциклопедических списков культурных особенностей и изменений в них привело к развитию «исторических историй». Движение истории культуры так повлияло на антропологию, что великие теории «Человека» стали гораздо менее распространенными, чем в прошлом. Однако к середине столетия ряд американских антропологов, в том числе Лесли А. Уайт, Джулиан Х. Стюард, Маршалл Д. Сахлинс и Элман Р. Сервис, возродили теоретические дискуссии о культурных изменениях с течением времени. Они отвергали универсальные этапы прямо, вместо этого концептуализируя культурную эволюцию как «многолинейную», то есть как процесс, состоящий из ряда прямых путей разных стилей и длин. Они полагали, что, хотя все эволюционные изменения не происходят во всех культурах повсеместно, человеческие общества обычно развиваются. Они также предположили, что основным механизмом такого прогресса являются технологические прорывы, которые делают общества более приспособляемыми к окружающей среде и доминирующими по отношению к окружающей среде; технология в этом случае была довольно широко задумана и включала такие разработки, как усовершенствования инструментальных форм или материалов (как при переходе через эпоху камня, бронзы и железа, а затем в индустриальную революцию), транспортировку (от пешехода до конного к моторизованным формам), и производство продуктов питания (как от охоты и сбора до сельского хозяйства). Сторонники многолинейной эволюции считают, что только в этом смысле можно рассматривать всю мировую культуру как продукт унитарного процесса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *