Сила стереотипов

Когда в 2005 году бывший президент Гарвардского университета Лоуренс Саммерс высказал предположение, что женщины могут быть не такими успешными в науке, как мужчины, он вызвал яростные дебаты о гендерном равенстве в науке и технике. Два психолога из Университета Британской Колумбии в Ванкувере, Канада, говорят, что замечания Саммерса — и подобные теории о врожденных половых различиях — могут повредить успеваемости женщин в данной области.

Эксперимент по выявлению влияния стереотипов.

Исследователи знают, что страх подтверждения стереотипных впечатлений — таких как афроамериканцы, которые плохо учатся, или женщин, которые не очень хорошо разбираются в математике — может повредить производительности стереотипных личностей. Психологи Стив Хейне и Илан Дар-Нимрод хотели выяснить, так ли важна аргументация за стереотип, как сам стереотип.

Для этого исследователи случайным образом распределили более 120 женщин со средним возрастом в 20 лет на четыре группы. Каждая из девушек прошла тест из трех частей — две математические секции и различные эссе для прочтения. В первом эссе утверждается, что половые различия в математике обусловлены генетическими различиями между мужчинами и женщинами. Второе ссылался на переживания человека как на главный фактор. В третьем эссе говорилось о гендерных различиях, но не обсуждались математические способности. В заключительном эссе говорилось, что не было различий в математических способностях между мужчинами и женщинами.

Результаты.

Женщины, получившие эссе, посвященное генетическим факторам, показали худшую из четырех групп. Те, кто сосредоточился на опыте, работали значительно лучше, и их результаты были такими же хорошими, как у группы, которой сказали, что гендерных различий не существует, сообщает команда в завтрашнем выпуске журнала Science.

Почему некоторые женщины набрали больше очков? Исследователи предполагают, что когда групповые различия воспринимаются как основанные на конкретном опыте, «люди могут рассуждать, что их собственный опыт отличается или что они могут противостоять эффектам своего опыта».

Работа является хорошей демонстрацией того, «как изменение аспекта стереотипа может повлиять на поведение», говорит Хулио Гарсия, психолог из Йельского университета. Также предлагает практический урок для учителей Сью Россер, зоолог из Технологического института Джорджии в Атланте, штат Джорджия, которая активно выступает за гендерное равенство в науках. «Преподаватели должны быть осведомлены о том, как тонкие замечания и примеры, используемые в содержании учебных программ, могут влиять на успеваемость учащихся на курсах по математике и естественным наукам, а также на выбор специальности», — говорит она.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *